РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.
Согласно п. 2.9.5 Санитарных правил 2.4.2 782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений», введенных приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г. № 309, в первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый. В письме «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» сказано:»… в сентябре-октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми». Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников предлагается на четвертых уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса.
В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.
В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.
Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (16 уроков, по два урока в неделю) направлены, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.
При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по одному уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, использовав гибко расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября-октября 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 — по изобразительному искусству, 4-6 — по труду, 4-5 урока-театрализации по музыке и 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике.
Помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам.
Организация уроков математики
Начальный период адаптации (приблизительно один месяц) совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период). Дети в этот период учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группами предметов в ходе их сравнения, расположения в пространстве, классификации по признакам (цвет, форма, размер), получая при этом количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию.
Дальнейшая работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе проведения игр, практических работ, экскурсий и др. видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников полезно использовать разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.).
Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период может проходить не только на уроках в классе, но и уроках-играх в хорошо оборудованной игровой комнате и уроках-экскурсиях. Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе.
Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы.
-
Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору и на спортивную площадку с включение игр «Как найти свою группу», «Кто первый», «Угадай-ка», «Кто дальше, кто выше, кто больше», «Научи другого» и др.; экскурсия в кабинет математики.
-
Пространственные представления, взаимное расположение предметов; экскурсии в парк, по улицам города, на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.
-
Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе, в парк, магазин.
Организация уроков окружающего мира
Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в большинстве регионов страны имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Следует однако отметить, что замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку в этом случае эффективность последних может значительно снизиться. Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, встроены в формирующуюся систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке.
Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по
которой обучаются школьники. На порядок проведения экскурсий могут повлиять погода, социальная обстановка, творческие задумки учителя, содержание занятий по другим учебным предметам.
Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно на уроках окружающего мира изучение части материала в форме подвижных игр и игр-театрализаций. Подвижные игры, игры-театрализации проводятся в классной комнате, рекреации, в спортивном зале, в хорошую погоду — на пришкольном участке.
Все перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы.
-
Признаки осени: экскурсии «Золотая осень», «Природа вокруг нас», «Во саду ли в огороде».
-
Разнообразие природы: экскурсии и целевые прогулки «Разнообразие растений», «Деревья твоего двора», «Что за дерево»; через подвижные игры «Комнатные растения».
-
Социальное окружение: экскурсия по школе для знакомства с различными помещениями, их назначением, с работниками школы, с некоторыми правилами поведения в школе; экскурсия по улицам города, в общественное учреждение (детская библиотека, магазин, почта). Тематика экскурсий может быть самая различная, например, «Наш город (село)», «Дорога от школы до…» (особое внимание обращается на места опасного перехода). Ознакомление с социальным окружением также может проходить через подвижные игры, раскрывающие правила дорожного движения, правила поведения в школе, общественных учреждениях, в транспорте; можно провести игры «Поздравляем с днем рождения», «Давайте знакомиться».
- Здоровье: подвижные игры, например, «Чистота – залог здоровья».
Организация уроков музыки.
Игровой элемент присущ внутренней природе искусства. Поэтому занятия искусством несут в себе огромное компенсирующее воздействие.
Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися являются простейшие музыкальные жанры — песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы.
Учителем могут использоваться следующие образно-игровые приемы:
- пластическое интонирование;
- музыкально-ритмические движения;
- свободное дирижирование;
-
игра на элементарных музыкальных инструментах;
-
разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.
Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.
Организация уроков изобразительного искусства
В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения особая роль принадлежит художественным занятиям. Художественная деятельность органически присуща всей жизнедеятельности ребенка. Игры детей всегда связаны с организацией специального пространства. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать — необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает некое произведение, сколько выражает свое состояние. В это время учитель имеет возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним создавать особую реальность на листе бумаги или в куске пластилина. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.
Художественные занятия в период адаптации должны иметь различные формы:
-
прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий (например, тема урока «Золотые краски осени»);
-
экскурсия в мастерскую народных умельцев своего края или в художественно-краеведческий музей, уголок школьного музея народного декоративно-прикладного искусства (например, тема урока «Красота изделий народных умельцев»); игры (например, тема урока «Игра в художника и зрителя»). Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках ИЗО, способствуя снятию напряжения Организация уроков труда
-
Основные направления работы на первых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.), координации движений, формирование первоначальных рода?»). Дети заготовят для дальнейшей работы на уроках листья, семена, корни, шишки, веточки, плоды и другой природный материал.
Экскурсия может включать игры-соревнования на развитие глазомера, чувства цвета, формы. Например, можно предложить игры «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки (желудя и др.)», «Из каких природных материалов можно сделать фигурку лисички».
Уроки на свежем воздухе могут включать игры и конкурсы, связанные с подбором природного материала: «Кого тебе напоминает эта веточка (шишка)?», «Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы» и т.д.
-
Можно предложить уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок, например, театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил» или урок-игра «Бумажная авиация», включающий в себя запуск моделей самолетов из бумаги и игры-соревнования, например, на дальность полетов.
-
Если позволяют местные условия, хорошо провести экскурсию «Искусство на радость людям» на местное производство, где используется текстиль, бумага, глина и пр.
-
Работа на пришкольном участке, в цветнике, уборка сухих листьев может также стать содержанием уроков труда при наличии инвентаря, соответствующего возрасту ребенку.
Данные рекомендации по проведению уроков помогут учителю в реализации требований Санитарных правил, в создании благоприятных условий для адаптации детей к школе, снятии статического напряжения школьников при одновременном выполнении образовательных программ по всем предметам.