РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.

Согласно п. 2.9.5 Санитарных правил 2.4.2 782-99 «Гигиенические требования к услови­ям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учрежде­ний», введенных приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г. № 309, в первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый. В письме «Об организа­ции обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» сказано:»… в сентябре-ок­тябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми про­гулками, экскурсиями, физкультурными заня­тиями, развивающими играми». Чтобы выпол­нить задачу снятия статического напряжения школьников предлагается на четвертых уро­ках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса.

В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физи­ческой культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закреп­ляется программный материал.

В классном журнале целесообразно указы­вать форму проведения урока, если урок про­водится не в классно-урочной форме.

Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (16 уроков, по два урока в неделю) направлены, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений де­тей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.

При проведении трех уроков в день в те­чение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по одному уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уро­ков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, использовав гибко расписание уроков. Например, провести последними уро­ками в течение сентября-октября 4-5 экскур­сий по окружающему миру, 3-4 — по изобразительному искусству, 4-6 — по труду, 4-5 уро­ка-театрализации по музыке и 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике.

Помимо общих рекомендаций по органи­зации уроков в адаптационный период выяв­ляется специфика организации уроков по от­дельным предметам.

Организация уроков математики

Начальный период адаптации (приблизи­тельно один месяц) совпадает с проведени­ем подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, дей­ствий с числами и др. (так называемый дочисловой период). Дети в этот период учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группами предметов в ходе их сравнения, расположения в пространстве, классификации по признакам (цвет, форма, размер), получая при этом количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуника­ционных умений и воспитанием личностных качеств специальное внимание уделяется раз­витию математической речи детей, их обще­логическому развитию.

Дальнейшая работа по ознакомлению де­тей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе проведения игр, практических работ, экс­курсий и др. видов деятельности на уроке. Для развития про­странственных представлений у первокласс­ников полезно использовать разнообразные дидактические материалы (строительные на­боры, конструкторы и пр.).

Изучение некоторых вопросов курса мате­матики в этот период может проходить не толь­ко на уроках в классе, но и уроках-играх в хо­рошо оборудованной игровой комнате и уро­ках-экскурсиях. Один урок математики каж­дую неделю рекомендуется проводить на воз­духе.

Перечисленные формы организации учеб­ной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы.

  1. Признаки предметов (сравнение предме­тов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору и на спортивную площадку с включение игр «Как найти свою группу», «Кто первый», «Угадай-ка», «Кто даль­ше, кто выше, кто больше», «Научи другого» и др.; экскурсия в кабинет математики.

  2. Пространственные представления, взаимное расположение предметов; экскур­сии в парк, по улицам города, на пришколь­ный участок; подвижные игры с различны­ми заданиями.

  3. Сравнение групп предметов по их коли­честву, счет предметов: экскурсии по школе, в парк, магазин.

Организация уроков окружающего мира

Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в большин­стве регионов страны имеются благоприят­ные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых проис­ходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспе­чивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружаю­щего. Следует однако отметить, что замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку в этом случае эффективность последних может значительно снизиться. Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обоб­щены, встроены в формирующуюся систе­му представлений ребенка о мире, а это воз­можно именно на уроке.

Экскурсии и целевые прогулки опреде­лены образовательной программой, по

которой обучаются школьники. На порядок проведения экскурсий могут повлиять пого­да, социальная обстановка, творческие за­думки учителя, содержание занятий по дру­гим учебным предметам.

Кроме экскурсий и целевых прогулок це­лесообразно на уроках окружающего мира изучение части материала в форме подвиж­ных игр и игр-театрализаций. Подвижные игры, игры-театрализации проводятся в классной комнате, рекреации, в спортивном зале, в хорошую погоду — на пришкольном участке.

Все перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть исполь­зованы при изучении следующих вопросов программы.

  1. Признаки осени: экскурсии «Золотая осень», «Природа вокруг нас», «Во саду ли в огороде».

  2. Разнообразие природы: экскурсии и целевые прогулки «Разнообразие растений», «Деревья твоего двора», «Что за дерево»; че­рез подвижные игры «Комнатные растения».

  3. Социальное окружение: экскурсия по школе для знакомства с различными поме­щениями, их назначением, с работниками школы, с некоторыми правилами поведения в школе; экскурсия по улицам города, в об­щественное учреждение (детская библиоте­ка, магазин, почта). Тематика экскурсий может быть самая различная, например, «Наш город (село)», «Дорога от школы до…» (особое внимание обращается на места опасного перехода). Ознакомление с соци­альным окружением также может проходить через подвижные игры, раскрывающие пра­вила дорожного движения, правила пове­дения в школе, общественных учреждени­ях, в транспорте; можно провести игры «По­здравляем с днем рождения», «Давайте зна­комиться».

  4. Здоровье: подвижные игры, например, «Чистота – залог здоровья».

Организация уроков музыки.

Игровой элемент присущ внутренней природе искусства. Поэтому занятия искус­ством несут в себе огромное компенсирую­щее воздействие.

Основой изучения закономерностей му­зыкального искусства учащимися являются простейшие музыкальные жанры — песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная дея­тельность первоклассников на уроках музы­ки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы.

Учителем могут использоваться следу­ющие образно-игровые приемы:

  • пластическое интонирование;
  • музыкально-ритмические движения;
  • свободное дирижирование;
  • игра на элементарных музыкальных инструментах;

  • разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекатель­ным, интересным, насыщенным разнообраз­ными формами деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и пере­грузки детей в первые месяцы их обучения.

Организация уроков изобразительного искусства

В период адаптации к новым для ребен­ка условиям школьного обучения особая роль принадлежит художественным заняти­ям. Художественная деятельность органи­чески присуща всей жизнедеятельности ре­бенка. Игры детей всегда связаны с организацией специального пространства. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать — необходимый и специфи­ческий способ познания мира. Ребенок не столько создает некое произведение, сколь­ко выражает свое состояние. В это время учитель имеет возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним созда­вать особую реальность на листе бумаги или в куске пластилина. Художественная дея­тельность ребенка предполагает особую ус­тановку учителя на творческое сотрудниче­ство, на доверительность отношений. По­этому сама атмосфера и цели художествен­ных занятий предполагают свободные игро­вые формы общения.

Художественные занятия в период адап­тации должны иметь различные формы:

  • прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстети­ческого любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для даль­нейших художественных занятий (например, тема урока «Золотые краски осени»);

  • экскурсия в мастерскую народных умельцев своего края или в художественно-краеведческий музей, уголок школьного му­зея народного декоративно-прикладного искусства (например, тема урока «Красота изделий народных умельцев»); игры (например, тема урока «Игра в ху­дожника и зрителя»). Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через дви­жения своего тела. Это создает разнообра­зие форм деятельности и полноту впечатле­ний на уроках ИЗО, способствуя снятию на­пряжения Организация уроков труда

  • Основные направления работы на пер­вых уроках труда включают в себя расши­рение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познаватель­ных процессов (восприятия, внимания, па­мяти, мышления и др.), координации дви­жений, формирование первоначальных рода?»). Дети заготовят для дальнейшей ра­боты на уроках листья, семена, корни, шиш­ки, веточки, плоды и другой природный ма­териал.

Экскурсия может включать игры-сорев­нования на развитие глазомера, чувства цве­та, формы. Например, можно предложить игры «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки (желудя и др.)», «Из каких природных материалов можно сделать фигурку лисички».

Уроки на свежем воздухе могут включать игры и конкурсы, связанные с подбором природного материала: «Кого тебе напоми­нает эта веточка (шишка)?», «Найди листоч­ки, напоминающие по форме перо птицы» и т.д.

  1. Можно предложить уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок, на­пример, театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил» или урок-игра «Бумажная авиация», включаю­щий в себя запуск моделей самолетов из бумаги и игры-соревнования, например, на дальность полетов.

  2. Если позволяют местные условия, хо­рошо провести экскурсию «Искусство на ра­дость людям» на местное производство, где используется текстиль, бумага, глина и пр.

  3. Работа на пришкольном участке, в цветнике, уборка сухих листьев может так­же стать содержанием уроков труда при на­личии инвентаря, соответствующего возра­сту ребенку.

Данные рекомендации по проведению уроков помогут учителю в реализации тре­бований Санитарных правил, в создании благоприятных условий для адаптации де­тей к школе, снятии статического напряже­ния школьников при одновременном выпол­нении образовательных программ по всем предметам.